4 декабря 1903 года в Витебске (Российская империя, ныне Беларусь) родился Лазарь Иосифович Лагин (1903–1979), писатель, публицист, журналист, подаривший нам сказку «Старик Хоттабыч».
Когда Лазарю исполнилось 10 лет, началась Первая мировая война (1914), а через три года произошла Октябрьская революция в России. Эти грандиозные исторические события, несомненно, повлияли на формирование личности будущего писателя. В 1919 году Лазарь окончил среднюю школу, получил аттестат зрелости и в 16 лет ушёл добровольцем на Гражданскую войну. Семья Лазаря сразу приняла советскую власть, верила в идеалы социализма, в справедливость.
В 1922 году Лазарь был одним из создателей белорусской комсомольской газеты «Красная смена», в дальнейшем — «Чырвоная змена». Именно в этой газете молодой рабкор и поэт Лазарь Гинзбург публикует первые стихотворения и заметки на злобу дня.
В 1924 году Лазарь Иосифович переезжает в Москву, где посещает литературную студию Валерия Брюсова. Под руководством мэтра он пишет цикл «Обидные сказки» , которые печатались на страницах «Крокодила» на протяжении всей его жизни. Пишет стихи, даже показывает их В.В. Маяковскому. Однако бы самокритичен: «говоря откровенно, у меня имеется немалая заслуга перед отечественной литературой: я вовремя и навеки перестал писать стихи». В это время Лагин ведёт дружбу с Юрием Олешей, Михаилом Зощенко и многими другими молодыми писателями. Конечно, эти знакомства не могли не повлиять на творчество будущего знаменитого автора.
Его публикации появляются под псевдонимом «ЛАГИН», который состоит из первых слогов имени ЛАзарь и фамилии ГИНзбург. В 1934–1935 годах Лагин публикует памфлеты «Эликсир Сатаны», «Происшествие в Нескучном саду» , а в «Библиотеке «Крокодила» выходит первый сатирический сборник «153 самоубийцы».
В 1936 году Лазаря Лагина приняли с Союз писателей СССР. Председатель Союза писателей СССР А. А. Фадеев в декабре 1938 года отправил корреспондента Лагина и художника-карикатуриста Б. Е. Ефимова в творческую командировку на приполярный остров Шпицберген, где они пробыли 2 года. Там, в Арктике, Лагин закончил свою знаменитую повесть-сказку «Старик Хоттабыч», начатую ещё в 1936 году.
Главы «Старика Хоттабыча» печатались с октября 1938 года в журнале «Пионер», затем в газете «Пионерская правда». Отдельной книжкой повесть-сказка вышла в 1940 году в Детиздате.
«В семь часов тридцать две минуты утра веселый солнечный зайчик проскользнул сквозь дырку в шторе и устроился на носу ученика шестого класса Вольки Костылькова».
Этими звонкими словами началась книга, которая сразу же стала для детей одной из самых любимых. После выхода в свет «Старика Хоттабыча» имя Лагина становится популярным. Сказку о «джинне-профессионале», которому от роду 3732 года и 5 месяцев, полюбили все — и взрослые и дети, и не только в СССР, но и за рубежом. «Старик Хоттабыч» переиздавался более 50 раз.
В 1956 году по абсолютному бестселлеру детской отечественной литературы режиссёр Геннадий Казанский снял фильм, ставший любимым у советских школьников. Сценарий к нему написал по мотивам своего произведения сам автор — Лазарь Лагин. Картина снималась на студии «Ленфильм». Роль Старика Хоттабыча досталась малоизвестному в то время артисту Николаю Волкову. Фильм-сказка сделал его по-настоящему знаменитым.
Съёмки «Старика Хоттабыча» потребовали от советских кинематографистов особой изобретательности. Чего стоит хотя бы сцена полёта на ковре-самолете! Подвешенный ковёр с актёрами снимали в павильоне, а после при помощи разработанной специально для фильма проявочной машины чёрный фон заменили на городской пейзаж.
В отличие от сказочного волшебника Хоттабыча, который, совершив свое колдовство, исчезает, живой волшебник Лазарь Лагин всё время оставался в гуще жизни. За плечами его — длинная, полная встреч и событий жизненная дорога: учеба в институте Красной профессуры, журналистская работа в газетах «Правда», «За индустриализацию», «30 дней», участие в Великой Отечественной войне, в обороне Севастополя — и в это же время создание очерков, статей, фельетонов, поэмы «Энский десант», повести «Броненосец Анюта» , которая повествует о последних днях обороны Севастополя.
После увольнения в запас Л.И. Лагин продолжил литературную и журналистскую работу. Ежегодно в издательствах страны выходят его новые произведения: романы «Судьба открытия», «Съеденный архипелаг» (1963), «Атавия Проксима» (1956, испр. и доп. 1972) . В антиимпериалистическом романе-утопии «Патент «АВ» (1947) Лагин предсказал новое явление в генетике — клонирование; романы-памфлеты «Остров Разочарования» (1951), «Майор Велл Эндью» (1962), «Голубой человек» (1964); повести «Печальная судьба Эйби Линкольна», «Подлинные записки Фаддея Ивановича Балакирева», «Трагический астероид» (1963), повесть-памфлет «Белокурая бестия» (1963), в которой изобличает неофашизм; сборник сатиры « Обидные сказки» (1959), сатирические рассказы «Вспышка собственника в агрогородке Егоровке» (1961), «Полианализатор Ирвина Брюса» (1967).
Лазарь Иосифович Лагин умер 16 июня 1979 года. Он был достойным сыном своего противоречивого века. И пусть в памяти потомков он остался автором одной книги, закончить хочется цитатой мэтра, мнению которого можно доверять..
Аркадий Стругацкий : «Я всегда восхищался работой Лагина — и не только смелостью его фантазии, не только сюжетным мастерством, но и превосходной стилистикой, умением пользоваться словом, своеобразной интонацией, по которой узнавал автора с первых же строк, что, как известно, можно сказать далеко не о каждом писателе»