В старину таких людей, как Дмитрий Михайлович, называли «адамантами» — алмазами. Не за ценность, а за прозрачность и твердость. Именно образ камня следует навсегда связать с именем князя Пожарского.
По данным сохранившихся документов, в этом году 1 ноября отмечается 446-летие со дня рождения князя Дмитрия Пожарского (1578−1642).
Согласно данным Нижегородского регионального комитета по делам архивов, в центральном архиве хранится Синодик Нижегородского Вознесенского Печерского мужского монастыря («Синодик Трифона»), в архивном фонде коллекции Нижегородской губернской ученой архивной комиссии имеется родословная Д.М. Пожарского и его ближайших родственников, составленная действительным членом Рязанской губернской ученой архивной комиссии Филиппом Минюшским в 1891 году.
О детстве и молодости его почти ничего не известно. Он принадлежал к роду, не относившемуся к числу особенно знатных и богатых, но и не захудалому. Пожарские были Рюриковичами, происходили из древнего семейства Стародубских князей. Более того, они являлись старшей ветвью Стародубского княжеского дома; правда, сам Дмитрий Михайлович происходил от одного из младших колен.
Он носил родовое прозвище «Немой», унаследовав его от деда, Федора Ивановича. Это прозвище князь Дмитрий передаст и своим сыновьям, Петру и Ивану. Как видно, в этой отрасли разветвленного семейства ценили молчунов…
В исследовании Валерия Макарихина «Князь Дмитрий Михайлович Пожарский» указано, что Пожарский был одним из организаторов восстания против польско-литовских захватчиков, вспыхнувшего 19 марта 1610 года. В городских боях он был тяжело ранен в голову и отвезен в Троице-Сергиевский монастырь, а затем – в свое имение в Суздальском уезде. Этому же вопросу посвящено исследование 1876 года Михаила Бутурлина «О месте погребения князя Дмитрия Михайловича Пожарского и о том, где лечился от ран осенью 1611 года».
Став организатором Второго ополчения, Кузьма Минин предложил пригласить в качестве военного руководителя Дмитрия Пожарского. В научных изданиях «Род Мининых и князь Дмитрий Пожарский», «Князья Пожарские и нижегородское ополчение» исследователь Александр Соколов отмечал, что князь Пожарский обладал военным авторитетом, отличался знатностью происхождения и не был замечен в сговоре с мятежниками. Осенью 1611 года Дмитрий Пожарский прибыл в Нижний Новгород и начал собирать войско для освободительного похода на Москву. В конце февраля – начале марта 1612 года ополчение выступило из Нижнего Новгорода. План похода был разработан Пожарским и блестяще им осуществлен — в октябре 1612 года войска Второго ополчения разгромили польско-литовских захватчиков и к концу года освободили от них Москву.
В историографическом очерке «Смутное время» и Нижегородское Поволжье в 1608-1612 годах» руководитель комитета по делам архивов Нижегородской области Борис Пудалов отмечал, что в январе – феврале 1613 года появилась возможность созвать Земский собор, в организации которого активно участвовал Дмитрий Пожарский. Решением большинства представителей Земского собора на царство был призван Михаил Федорович Романов. В период его правления Дмитрий Пожарский, получивший чин боярина, занимал ряд важных государственных постов; возглавлял в разное время Разбойный, Поместный и Судный приказы, командовал войсками во время Смоленской войны 1632–1634 гг.
После окончательной победы Д.М. Пожарский много занимается благотворительностью. Строит храмы, материально поддерживает иконописцев и переписчиков книг.
Именно Дмитрий Пожарский выстроил на собственные деньги Казанский собор на Красной площади. Правда, не каменный, а первый, деревянный. Он же перенес сюда и главную войсковую святыню Второго народного ополчения – Казанскую икону Божией Матери.
Незадолго до смерти Дмитрий Михайлович готовит завещание – его собственных крепостных отпустить на волю, а принадлежащих его детям – ни коим образом не притеснять.
В XIX—XX веках среди историков существовало мнение, что перед смертью князь Пожарский принял схиму под именем Косма, как это было принято среди княжеского сословия того времени. Однако исследование академика Михаила Погодина в середине XIX века и обретение Духовной грамоты князя в начале XXI века дают основание заключить, что схиму перед смертью он не принял.
По свидетельству известного архивиста XIX века А. Ф. Малиновского, сенатора, Управляющего Архивом Коллегии иностранных дел, Дмитрий Михайлович умер 30 (20) апреля 1642 года на 65-м году своей жизни.
В монастыре Николы Зарайского была обретена записка о дне кончины Пожарского в следующих словах:
« ЗРН, апреля К, преставися бояринъ князь Дмитрий Михайловичъ Пожарский, въ среду, вторыя недели по пасце ».
В своей работе «Обозрение Москвы», которую Малиновский закончил в 1826 году, но впервые изданной в 1992 году, автор пишет, что многие думали, что Пожарский похоронен в московском Казанском соборе, первостроителем которого он был. Современные исследования показали, что его прах покоится в родовой усыпальнице в суздальском Спасо-Евфимиевом монастыре.
После пресечения рода Пожарских усыпальница была заброшена и сломана (1765—1766) «за ветхостью». Известный русский археолог граф Алексей Уваров в ходе раскопок (1851 год) обнаружил на этом месте кирпичные склепы и белокаменные гробницы, расположенные в три ряда, и над ними в 1885 году был сооружён мраморный мавзолей, построенный на народные средства по проекту Алексея Горностаева.
Мавзолей был разобран в годы советской власти (1933 год). Археологические исследования (лето 2008 года) показали, что гробница осталась нетронутой. Над местом погребения Дмитрия Пожарского в день его рождения (1 ноября 2008 года) установлены плита и памятный крест. В 2009 году мраморный склеп был восстановлен.
Источники: Родословная князя Дмитрия Пожарского и его ближайших родственников хранится в нижегородском архиве // Генеалогия — Genealogy — Поиск предков — Архивы, 2023. — Текст : электронный. — URL: https://vk.com/genealogists?w=wall-66437473_15350%2Fall. — (дата обращения: 02.11.2024);
Малиновский, Алексей Федорович Обозрение Москвы / А. Ф. Малиновский. — Москва : Московский рабочий, 1992. — С. 89;
Володихин, Дмитрий Князь Дмитрий Пожарский / Дмитрий Володихин // Фома : электронный журнал, 2023. — Текст : электронный. — URL: https://foma.ru/knyaz-dmitriy-pozharskiy.html. — (дата обращения: 02.11.2024)