Прозаик, мемуарист, организатор литературного кружка «Среда», потомственный почетный гражданин Москвы Николай Дмитриевич ТЕЛЕШОВ родился 10 ноября 1867 года в купеческой семье.
Мальчик рано начал читать и увлекся литературой. В 10 лет он познакомился с книгоиздателем И.Д. Сытиным, в типографии которого много раз наблюдал процесс книгопечатания.
Закончив в 1884 году Практическую коммерческую академию в Москве, Николай Телешов напечатал свои первые стихи в журнале «Радуга». По собственному признанию писателя, образцами для него в юношеские годы были произведения М.Ю. Лермонтова и И.С. Тургенева, из современников наибольшее влияние оказывал на него В.М. Гаршин. Некоторые поэтические пробы Телешова вошли в сборник начинающих поэтов «Искреннее слово» (1886) , в подготовке и издании которого он принимал активное участие. Сборник успеха не имел, но помог Телешову войти в литературные круги.
Раннее его творчество напоминает больше всего поиски своего пути. Его первые книги представляют довольно пеструю картину. Так, в 1886 году он публикует личный сборник «Фантастические наброски», где можно увидеть притчи с философским размышлением о смысле жизни, о предназначении художника, о пошлости мещанских обывателей.
В 1897 году Телешов совершил путешествие за Урал, после которого написал цикл очерков «За Урал. Дорожные впечатления, слухи и встречи» , встреченные с восторгом читателями. Но, думается, источником восторга была скорее актуальность темы, чем ее художественное исполнение. Хотя некоторые рассказы удивительно удачны.
Особый лиризм Телешова, особенно характерен для его детских рассказов и сказок ( «Елка Митрича», «Домой», «Маленький роман», «Белая цапля» и др.). В них особенно отчетливо сказались лучшие стороны таланта Телешова: простота и задушевность тона, чуткость, сердечность, тонкая наблюдательность. Горький, положительно оценивший уральские и сибирские рассказы Н.Д. Телешова, весьма сочувственно отнесся и к рассказам для детей, среди которых он особенно выделил «Елку Митрича», рассказ о том, как сторож переселенческого барака, старик Митрич, устроил на полученный им к празднику четвертак елку для детей-сироток.
Книги Н.Д. ТелешоваВ то же время удивительно, в своих рассказах-легендах и сказках писатель не скупится применять и фантастику, и иносказание, и символику образов. Сказки Н. Д. Телешева по прошествии многих лет заняли одно из главных мест в его творчестве. Они читаются в детских садах и школах, по ним проводятся открытие уроки, делаются презентации, сняты мультфильмы… Это известные «Крупеничка», «Белая цапля», «Покровитель мышей», «Зоренька». Все они удивительно лирические, по-настоящему волшебны и ненавязчиво поучительны. И, главное, здесь все свое: и образы, и сюжеты, и герои. Написаны так мастерски, что дети искренне сопереживают, легко понимают расставленные акценты добра и зла. Именно в сказках Н. Д. Телешов нашел и занял достойное место. Хотя и других достижений у него предостаточно…
Так, в историю литературы он вошел еще как душа, вдохновитель и организатор знаменитого литературного кружка «Среда» , в заседаниях которого участвовал весь цвет тогдашней реалистической русской литературы – бывал там и А.П. Чехов, постоянно принимали участие А.М. Горький, А.С. Серафимович, С.Г. Скиталец, Леонид Андреев, И.А. Бунин, А.И. Куприн, В.В. Вересаев. Собирались как правило на квартире четы Телешовых.
Участники «Сред»: Леонид Андреев, Скиталец (Степан Петров), Константин Пятницкий, Федор Шаляпин, Максим Горький, Иван Бунин, Сергей Найденов, Николай Телешов, Евгений Чиликов. 1902 г.Они читали на заседаниях «Среды» свои ещё неопубликованные произведения, которые подвергались совершенно нелицеприятной критике со стороны «братьев-писателей». Так, Горький впервые на «Среде» прочитал пьесу «Ha дне», Бунин – рассказ «Господин из Сан-Франциско», Леонид Андреев наряду со своими впоследствии очень известными, прославившими его вещами, – рассказ «Буяниха», получивший столь дружный отпор из-за жестокого и неприятного натурализма в изображении проститутки самого низшего разбора, что он никогда его не печатал и даже не любил вспоминать о нём.
Посетителей отличал большой задор и огромное чувство юмора. Так, постоянные члены кружка получали прозвища… по названиям московских улиц, площадей и переулков или адресам, которые соотносились с их характером или внешним видом. Например, Горького за героев-босяков называли Хитровкой в честь площади, знаменитой ночлежками и притонами; Иван Бунин стал Живодёркой за худобу и острословие. Александра Куприна за пристрастие к лошадям и цирку прозвали Конной Площадью, Викентия Вересаева – Каменным Мостом (за постоянство во взглядах), а Александр Серафимович за лысину получил «адрес» … Кудрино. Все псевдонимы употребляли в шутку и только с согласия самих «адресатов»; так, Леониду Андрееву не понравилось прозвище Новопроектированный Переулок, и по его просьбе «адрес» сменили на Ваганьковское Кладбище: «Мало ли я вам про покойников писал?» (Телешов Н.Д. Записки писателя. – М.: «Правда», 1987).
Но члены кружка умели не только шутить, но и заниматься серьёзной общественной деятельностью. Например, в 1904 году они создали комиссию памяти А.П. Чехова, которая выплачивала пособия и давала займы людям творческих профессий, попавшим в тяжёлое положение.
Н.Д. Телешов являлся одним из главных организаторов литературной, художественной, театральной и артистической жизни Москвы. Он длительное время возглавлял кассу взаимопомощи литераторов и учёных, был инициатором издания различных сборников («Друкарь», «1914 год», «В помощь пленным русским воинам») и постановок любительских спектаклей писателей, являлся присяжным суда чести при обществе печати и литературы.
Помимо этого он впервые в России организовал в Подмосковье сельскую гимназию для рабочих, железнодорожных служащих и крестьян. Десять лет в ней бесплатно (или за сниженную плату) учились по принципу совместного обучения дети самых бедных крестьян и рабочих. Средства на содержание гимназии давала чета Телешовых.
По-настоящему ценными трудами писателя являются воспоминания об ушедших эпохе и людях в книгах «Все проходит» и «Записки писателя».
«Все проходит» – это воспоминания, которые живо восстанавливают перед нами наряду с литературную и бытовую историю общественно-политических отношений Москвы конца XIX — начала XX века. Телешов в своих мемуарах создал цельный образ уходящего города.
С 1925 Телешов работал над «Записками писателя» , уникальными по временному охвату мемуарами: книга открывается описанием открытия памятника Пушкину в Москве в 1880, а заканчивается воспоминаниями о праздновании 85-летия Бунина в 1955. Эта книга является летописью литературно-общественной жизни Москвы. Отдельные очерки посвящены М. Горькому, А. Чехову, Л. Андрееву.
Николай Дмитриевич был знаком с К.С. Станиславским и В.И. Немировичем-Данченко. После революции Телешов заведовал детской литературой в Народном комиссариате просвещения, а в 1922 году, когда МХАТ готовился отметить свое 25-летие и создал специальную Архивно-Музейную комиссию, его пригласили в эту комиссию войти. Музей МХАТ открыл свою первую выставку 27 октября 1923 года, Николай Дмитриевич Телешов стал его первым директором. В 1929 году Николай Дмитриевич издал небольшую книжку «Кого не стало» с очерками о тех мхатовцах, которые к тому времени уже ушли из жизни. Это были краткие, но полные важных деталей рассказы не только об артистах и режиссерах Художественного театра, но и о суфлере, электротехнике, бутафоре, декораторе, и о каждом из этих людей Телешов нашел точные и теплые слова.
Николай Дмитриевич прожил долгую жизнь – 89 лет. Пережил войну, успел застать эпоху «оттепели», появление новых свежих имен в советской литературе.
В середине 1950-х в «Литературной газете» появилась любопытная фотография: на ней самый старый член Союза писателей Николай Дмитриевич Телешов беседовал с самым молодым – Евгением Евтушенко.
Умер Николай Дмитриевич 14 марта 1957 года. Человек не знавший усталости, неутомимо служивший литературе. «Письма писателей к нему всегда любовны, как любовны и надписи на фотографиях, которые дарили «Митричу», скромному и глубоко душевному человеку. Душевность – это тоже составная часть тех качеств, без которых не может быть полон и внутренне закончен образ писателя». (В. Лидин)