Обретенное время Марселя Пруста

Обретенное время Марселя Пруста
Обретенное время Марселя Пруста
Обретенное время Марселя Пруста
Фото: chgbiblio.ru

10 июля 1871 года родился Валентен Луи Жорж Эжен Марсель Пруст — главная фигура европейского литературного модернизма, автор семитомной эпопеи «В поисках утраченного времени».

Марсель Пруст родился в пригороде Парижа в состоятельной семье. Отец — врач-эпидемиолог, профессор, советник французского правительства по борьбе с эпидемиями. Мать — дочь еврейского банкира.

Рос болезненным ребенком. В возрасте 9 лет у него обнаружилась астма, которая мучила его всю жизнь, наложив отпечаток на характер: Марсель Пруст был замкнутым человеком.

Учился Пруст в одном из старейших французских лицеев — Кондорсе. Увлекался литературой и философией. Чтение книг заменяло ему все другие развлечения: шумные игры и компании сверстников. Но во время учебы на юридическом факультете Сорбонны его часто можно было застать в модных салонах Парижа, где собирался цвет знатных людей и интеллигенции того времени.

В одном из салонов он познакомился с писателем Анатолем Франсом, ставшим его «крестным отцом» в литературе, вдохновив его писать и оценив его талант, который не признавали другие, считавшие Пруста обычным литературным дилетантом.

В 1896 году Франс помог Марселю издать первый сборник рассказов «Развлечения и деньки», написав к нему предисловие. Сборник был холодно встречен критикой. Известный поэт и романист Жан Лоррен написал на него разгромную рецензию. Оскорбленный Пруст вызвал обидчика на дуэль, которая, к счастью, закончилась ничем.

Огромная слава чуть ли не главного романиста Европы пришла к Прусту посмертно. Тем большее уважение вызывает его писательское упорство. С 1909 по 1922 год им была создана эпопея из семи романов: «По направлению к Свану», «Под сенью девушек в цвету», «У Германтов», «Содом и Гоморра», «Пленница», «Беглянка» и «Обретенное время», — которая считается образцом литературного модернизма. Хотя, в сущности, «серийность» в написании романов — это общая французская традиция, которая отличала таких корифеев французской литературы, как Золя и Бальзак. С другой стороны, одним из своих литературных учителей Марсель Пруст считал Льва Толстого, который, по мнению Владимира Набокова, предвосхитил манеру Пруста уже в первом своем романе — «Война и мир».

Почему его стоит читать

«В поисках утраченного времени» по сути своей — семитомная светская хроника, материал для которой Пруст собирал по  парижским  салонам всю первую половину жизни, чтобы посвятить вторую подробному описанию нравов. На него накладывается изощренная кружевная вязь сиюминутных переживаний автора, многие из которых найдут отклик в душе современного читателя.  Как бы ни изменилась жизнь со времен Пруста, он по-прежнему помогает осознать главное и неотъемлемое богатство человека во все времена — возможность исследовать свой собственный внутренний мир, которая служит нам главной защитой и утешением вопреки любым внешним обстоятельствам.

Почему все вспоминают про печенье

Знаменитое печенье  «мадлен», которому посвящен выразительнейший фрагмент в начале первой части первого тома эпопеи, «По направлению к Свану», — своего рода «торговая марка» Марселя Пруста.  Без этого печенья не обходится ни одна литературная энциклопедия, да и философам с психологами, размышляющим о механизмах памяти на примере «эффекта Пруста», незамысловатая выпечка по сей день служит отличным  подспорьем:

«Мама велела подать мне одно из тех кругленьких и пузатеньких пирожных, называемых «мадлен», формочками для которых как будто служат желобчатые раковины моллюсков из вида морских гребешков. И тотчас же, удрученный унылым днем и перспективой печального завтра, я машинально поднес к своим губам ложечку чаю, в котором намочил кусочек мадлены. Но в то самое мгновение, когда глоток чаю с крошками пирожного коснулся моего неба, я вздрогнул, пораженный необыкновенностью происходящего во мне. Сладостное ощущение широкой волной разлилось по мне, казалось, без всякой причины. Оно тотчас же наполнило меня равнодушием к превратностям жизни, сделало безобидными ее невзгоды, призрачной ее скоротечность, вроде того, как это делает любовь, наполняя меня некоей драгоценной сущностью: или, вернее, сущность эта была не во мне, она была мною. Я перестал чувствовать себя посредственным, случайным, смертным»

Это только первые несколько строк, за которыми следует подробнейший анализ психологических нюансов, позволяющих человеческой памяти непроизвольно воскрешать прошлое с натуральным эффектом перемещения во времени.

Фрейд и тренинги по эмпатии

В  XIX веке сложно найти автора, который  бы не  интересовался внутренним миром человека, но  Пруст первым утверждает ценность сиюминутных ощущений, случайных воспоминаний и  снов  — бесконечного, бессвязного потока впечатлений, из  которых состоит человеческая жизнь. «Пруст пишет романы примерно в  то  же время, когда доктор Фрейд проводит свои исследования. Можно сравнить то, что Пруст делает в  литературе, с  тем, что Фрейд делает в  медицине» ,  — скажет врач Франсуа Бернар-Мишель, автор нескольких эссе о  французском писателе. То  есть располагает на  кушетке свое собственное «я» и  вслушивается в  его монолог, чтобы на  основе пары оговорок, наспех высказанных соображений, мимолетных эмоций составить рентгеновский снимок души и  разглядеть застарелый вывих, который объяснит, почему герой страдает от  астмы и  каждый день звонит маме рассказать, как он  себя чувствует.

По  мнению М. Пруста, задача писателя  — не  рассказать читателю о  своих страданиях, а  с  помощью слова показать, что помимо привычного мира существуют еще и  другие. И  язык для достижения этих целей  — чем-то похожий на  индийские мантры для медитации, когда после четвертого придаточного смысл ускользает и  остается только звук, ритм и  чувство прекрасного,  — подходит лучше всего. А  самые интересные исследования о  языке Пруста сегодня пишут японцы.

«Единственное настоящее путешествие, единственная настоящая возможность обновления  — это не  путь к  иным ландшафтам, это возможность обзавестись иной парой глаз, посмотреть на  мир глазами другого, сотен других, увидеть сотни вселенных, которые видит каждый из  них, которыми является каждый из  них»,   — писал Марсель Пруст. Сегодня эту цитату любят использовать во  Франции на  корпоративных тренингах, чтобы объяснить менеджерам важность эмпатии и  способности рассматривать одну проблему под разными углами зрения.

Свою «эпопею впечатлений» автор правил всю жизнь.

За роман «Под сенью девушек в цвету» 10 декабря 1919 года Прусту была присуждена  Гонкуровская премия.

Осенью 1922 года, возвращаясь из гостей, писатель простудился и заболел  бронхитом. В ноябре бронхит перешёл в  воспаление лёгких. Марсель Пруст скончался в Париже 18 ноября 1922 года. Похоронен на кладбище  Пер-Лашез.

Многие творения автора при его жизни не нашли положительного отклика, но спустя годы были возведены на пьедестал почета, как эпохальные.

Источники: Басинский, Павел 150 лет назад родился Марсель Пруст / Павел Басинский // Российская газета, 2021. — Текст : электронный. — URL: https://rg.ru/2021/07/10/150-let-nazad-rodilsia-marsel-prust.html. — (дата обращения: 10.07.2024);

Маслова, Лидия Фея непонятых изяществ: Марсель Пруст писал свою эпопею 14 лет. К 150-летию со дня рождения мэтра французской литературы / Лидия Маслова // Известия, 2021. — Текст : электронный. — URL: https://iz.ru/1191101/lidiia-maslova/feia-neponiatykh-iziashchestv-marsel-prust-pisal-svoiu-epopeiu-14-let. — (дата обращения: 10.07.2024)

 
По теме
Каждый день жителей и гостей городского округа Кашира ждет множество ярких и интересных событий: культурные, спортивные, детские и семейные программы.
В школе «Триумф» городского округа Химки провели «Урок мужества». Одним из организаторов мероприятия выступил муниципальный депутат Валентин Герасимов, а спикером стал ветеран труда Подмосковья, химчанин Виктор Болотников.
«Ах, зачем нет Чехова на свете!..» - Городская библиотека 15 июля – день памяти Антона Павловича Чехова. Десятки, сотни поэтических строк посвящены памяти А. П. Чехова.
Городская библиотека